Студентам СПбГУ рассказали о новом методе использования кислорода высокой концентрации в медицине

В Санкт-Петербургском университете состоялась гостевая лекция доцента кафедры анестезиологии, интенсивной терапии и экстренной медицинской помощи Луганского государственного медицинского университета Константина Воробьева. Ученый выступил с темой «Гипероксия при критических состояниях: принятие клинического решения на основе новой теории и эмпирических данных».

«Гостевая лекция – это всегда честь для ученого, особенно в данной ситуации, когда предоставляется возможность рассказать о собственных результатах научных исследований в авторитетном университете», – отметил эксперт ЛГМУ.

В 2005 году Константин Петрович разработал концепцию, согласно которой в ходе развития патологического процесса существует определенный интервал времени, в течение которого целесообразно применять гипероксию.

Гипероксия — это вдыхание газовой смеси с повышенной концентрацией кислорода, в том числе при повышенном барометрическом давлении. Гипероксия широко используется в анестезиологии и интенсивной терапии.

По словам ученого, 18 лет назад заведующий кафедрой патологии СПбГУ Леонид Чурилов познакомился с его теоретическими разработками в области механизмов действия гипероксии при критических состояниях и пригласил рассказать об этом универсантам. Эта лекция состоялась в 2005 году.

Часть лекции была посвящена множеству базовых положений патологической физиологии с акцентом на системную организацию функций. Вторая часть лекции – это сбор пазла (т.е. основных идей новой теории), который складывается из классических положений патофизиологии и который хорошо объясняет новые эмпирические данные. Дальше следовали клинические гипотезы о том, при каких клинических состояниях гипероксия будет полезна и как предотвратить патогенные эффекты гипероксии. Следствием этих теоретических моделей является клиническая концепция ишемических шоков. Основная суть концепции в наличии терапевтического окна для применения гипероксии. Это окно различно для разных органов и патологических состояний. Для оценки терапевтических эффектов гипероксии врачи используют собственную разработку мониторинга состояния вегетативной регуляции по данным вариабельности сердечного ритма. Это вторая часть концепции. Данная диагностическая технология позволяет снизить вероятные патогенные эффекты гипероксии. Например, токсическое действие на центральную нервную систему и легкие.

«В последние несколько лет в анестезиологии и интенсивной терапии появилось множество новых результатов клинических исследований о воздействии гипероксии на пациентов, которые находится в критических состояниях. Эти результаты носят противоречивый характер, но имеют некоторые закономерности, которые удовлетворительно объясняются моей теорией», – объяснил Константин Петрович.

В 2005 году ученый разработал инновационный метод, который заключается в использовании системы мониторинга сердечного ритма с дополнительной математической обработкой во время лечебного процесса, в частности во время сеансов гипербарической оксигенации (метод насыщения пациента кислородом под высоким давлением в лечебных целях в гипербарических барокамерах). Предложенный Константином Петровичем метод мониторинга позволяет обнаружить благоприятные эффекты гипероксии и ранние признаки токсического действия кислорода.

«С 2021 года я провел несколько лекций на высших форумах анестезиологов России. В ходе этих лекций обсуждались закономерности лечебных и патогенных эффектов гипероксии в интенсивной терапии с точки зрения моей теории и предлагались новые лечебные подходы. В науке этот этап развития знаний и становления новой теории называется эмпирическая интерпретация. Как ученый я предполагаю, что мои новые разработки пройдут широкую проверку в клинических исследованиях и покажут свою эффективность», – объяснил эксперт.

Ученый подчеркнул, что хотел бы продолжить сотрудничество с СПбГУ: «Научные коммуникации с учеными СПбГУ и выступления с лекциями для студентов – это большая честь и роскошь для ученого. Глубокая фундаментальная научная база кафедры патологии СПбГУ, наши идеи и практические разработки могут в совокупности стать источником перспективных научных проектов. Поэтому я с удовольствием и усердием отнесусь к предложениям о научном сотрудничестве, как в своих научных интересах, так и для расширения научных связей СПбГУ с нашим университетом».